Газойль – один из продуктов дистилляции нефти и остаточных нефтепродуктов. Он представляет собой жидкую углеводородную смесь однородного желтого цвета. В составе газойля обычно присутствуют примеси азота, серы и кислорода.
Внешне газойль – это что-то среднее между керосином и моторными маслами.
Углеводородный состав газойля зависит от стартовых характеристик нефтяного сырья и может значительно отличаться у разных марок нефти. Но в любом случае содержит парафиновые, нафтеновые и ароматические углеводороды в разном соотношении.
Газойль атмосферный марки А получают путем прямой перегонки нефти при температуре 370 С и нормальном атмосферном давлении. Он относится к виду легких газойлей, имеет легко текучую и не вязкую форму.
Углеводородная газойлевая жидкость имеет следующие свойства:
- плотность 820-880 кг/м3,
- температура выкипания 180-360 С,
- температура вспышки атмосферного газойля 80 С,
- температура застывания -22+34 С,
- массовая доля серы 0,3-1%,
- не содержит воды и механических примесей.
Требования к характеристикам газойля марки А регламентируются ТУ 19.20.42-011-74312726-2018 и ГОСТом 2517.
Атмосферный газойль: применение
Атмосферный газойль служит добавкой при производстве дизельного топлива. При этом максимально допустимая норма содержания газойля в ДТ – 15%.
Это обусловлено тем, что газойль не проходит процедуры дополнительной обработки и улучшения качества. У него достаточно низкие потребительские свойства, поэтому его нельзя использовать в двигателях легковых автомобилей в чистом виде или в большой концентрации.
А для котельных и грузовых коммерческих автомобилей, газойль, напротив, служит отличным топливом благодаря своей невысокой стоимости. Двигатели этих автомобилей не так требовательны к горючему, а экономия на топливе существенно влияет на прибыль компаний.
Нередко для повышения качества такого топлива используются присадки. Благодаря им существенно возрастает объем реализации газойля.
Атмосферно-вакуумный газойль
Наряду с атмосферным, производится еще и вакуумный газойль, более плотный и вязкий. Его получают путем перегонки нефти и мазута под повышенным давлением (10-15 кПа). Из вакуумного газойля производят легкий и тяжелый газойль путем каталитического или гидрокрекинга.
Объединенный атмосферно-вакуумный газойль нашел свое применение в качестве дизтоплива для двигателей грузовых машин. Но он не может заменить судовое маловязкое топливо (СМТ), которое используется для двигателей морских и речных судов и отопления котельных. Потому что свойства этих двух видов нефтепродуктов различны.
Транспортировка атмосферного и вакуумного газойля производится битумовозами или специально оборудованными ж/д цистернами.