В России и странах СНГ в последние годы постоянно увеличивается сеть трубопроводов. Но, несмотря на это, поставки нефти и нефтепродуктов по ж/д в РФ продолжают сохранять свою интенсивность благодаря высокой скорости и удобству доставки.
Несомненными преимуществами железнодорожной транспортировки ГСМ являются также:
- независимость от времени года,
- широкая география районов доставки,
- надежность,
- большой объем поставок топлива по ж/д,
- невысокая стоимость на единицу продукции по сравнению с автотранспортом (особенно, если речь идет о больших расстояниях).
Из недостатков можно выделить потери продукции при операциях погрузки-разгрузки цистерн, необходимость обслуживания отдельных ж/д веток и повышенную стоимость по сравнению с водным и трубопроводным видами транспорта.
Для ж/д транспортировки топлива используются специальные вагоны-цистерны из листовой стали толщиной от 0,8 см. Изнутри вагоны имеют маслобензостойкое и паростойкое покрытие, что позволяет соблюдать жесткие условия безопасности.
Транспортировка топлива в СНГ
Железнодорожные перевозки нефтепродуктов в страны СНГ достаточно популярны. В первую очередь, это объясняется тем, что еще со времен СССР сохранилась разветвленная сеть железных дорог на всей территории бывших республик.
И даже если ж/д путей стало несколько меньше по сравнению с эпохой Советского Союза, то связь с основными городами и пунктами доставки дружественных стран сохранилась превосходно, что обеспечивает высокий охват ж/д доставки топлива в СНГ.
При перевозке нефтепродуктов на территорию государств-участников Содружества должны соблюдаться специальные условия транспортировки. К ним относятся:
- использование полностью исправных, предварительно промытых ж/д вагонов-цистерн, прошедших предварительное техническое обслуживание;
- маркировка тары, вагонов, контейнеров специальными знаками и кодами опасности груза в соответствии с требованиями к безопасности;
- нанесение на цистерны специальных номеров ООН, предусмотренных правилами международных перевозок;
- письменное уведомление получателя об отправке нефтепродуктов с указанием наименования, даты погрузки и других деталей партии;
- после выгрузки нефтепродуктов необходимо провести промывку и дезинфекцию транспортного оборудования (либо за счет грузополучателя, либо за счет перевозчиков или иных подрядчиков).
Особенности международных перевозок ГСМ
Транспортировка опасных грузов по железным дорогам на территории СНГ регулируются Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС). Но это Соглашение не вступает в силу, если пункты отправки и приемки расположены в одном государстве, а груз идет транзитом через другое.
На каждую партию топлива оформляется специальный договор перевозки, который включает следующую документацию и разрешения:
- транспортная ж/д накладная (оригинал),
- дорожная ведомость,
- дубликат транспортной накладной,
- квитанция о прибытии товара,
- лист выдачи груза,
- паспорта качества нефтепродуктов,
- таможенные разрешения на пересечение границы.
Накладная оформляется на языке получателя груза с русскоязычным переводом. Здесь же указываются транзитные государства, по территории которых проследует товар.
Сроки и скорость доставки нефтепродуктов зависят в основном от скоростного режима наливного состава, а также от времени, необходимого на пересечение границ, перегрузку или перестановку цистерн на колеи другой ширины.
Постоянное развитие железнодорожной инфраструктуры работает на снижение времени простоя, связанного с оформлением документации, прохождением таможни и перегрузкой.
После выдачи груза получателю на станции приемки международный договор перевозки является выполненным. Груз выдается вместе с оригиналом транспортной накладной после уплаты принимающей стороной соответствующих платежей.
В статье мы рассмотрели, как происходит поставка нефтепродуктов из РФ в СНГ железнодорожным транспортом. Следует добавить, что добыча и переработка нефти сейчас обеспечивает большую долю экспорта и, вместе с тем, налоговых поступлений в бюджет. И в будущем ожидается уверенный рост объемов транспортировки ГСМ в страны СНГ.