Меньше чем 200 лет назад железных дорог в нашей стране вообще не было. Как, собственно, и полноценной добычи нефти. А сегодня стальные рельсы проходят через большинство городов РФ, а доставка нефтепродуктов ж/д транспортом имеет огромное значение.
История развития ж/д транспорта в России идет параллельно истории добычи нефти. Все началось примерно 150 лет назад, еще в царской России.
Сначала нефть перевозили очень примитивным и дорогостоящим способом: небольшие бочки и бурдюки доставлялись к месту назначения на повозках. Но вскоре железнодорожная транспортировка стала одним из лидирующих путей перевозки нефти в нашем государстве.
Поставки нефти по железной дороге с самого начала обладали несомненными достоинствами:
- возможность доставки независимо от времени года,
- относительно высокая скорость поставок,
- большая грузоподъемность.
Но, конечно, в этом виде перевозок присутствовали и определенные трудности.
Главная из них заключалась в том, что поначалу железных дорог было очень мало. Полноценное развитие этой отрасли транспорта началось только в 1892 году, когда началось строительство Западно-Сибирской железной дороги.
Поэтому еще в 1878 году в связи со стремительно увеличивающимся спросом на топливо для транспортировки нефтепродуктов начали строить специальные железнодорожные ветки. Первой из них была Баку – Сабунчи, длиной всего 20 км. Именно здесь придумали перевозить нефть в специальных бочках грузоподъемностью в несколько раз больше, чем привычные бурдюки.
Затем бочки сменили вагоны-цистерны грузоподъемностью 8-11 тонн, построенные в мастерских Московско-Нижегородской железной дороги. В таких цистернах применялся открытый нижний слив нефтепродуктов, что влекло некоторые потери груза.
Несмотря на первые неудобства и опыты, нефтяники по достоинству оценили перспективы ж/д перевозок, и развитие этого вида транспортировки началось стремительными темпами.
Ж/д транспортировка нефтепродуктов сегодня
За множество десятков лет, прошедших с момента пуска первого паровоза, железная дорога заметно модернизировалась и изменилась: увеличилась скорость передвижения, снизилась стоимость перевозок, увеличилась грузоподъемность вагонов-цистерн и значительно вырос охват ж/д путей.
Сегодня вблизи каждого пункта нефтедобычи, НПЗ и нефтехранилища расположена железнодорожная ветка.
И этот способ доставки имеет очевидные преимущества:
- развитая инфраструктура – стальные пути широко распространены в России и мире, что подтверждает доступность ж/д транспортировки,
- высокая скорость перевозок,
- внушительные объемы, сопоставимые с объемом морского танкера,
- всесезонность – железная дорога не замерзает, не покрывается льдом и не затапливается водой.
К недостаткам ж/д поставок нефтепродуктов можно отнести повышенную стоимость по сравнению с водным и трубопроводным видом транспортировки, потери продукции при проведении погрузо-разгрузочных работ, а также затраты на обслуживание железнодорожных путей.
Особенности отгрузки нефти по железной дороге
Перевозка нефтепродуктов всегда сопряжена с определенными рисками, потому что они относятся к категории опасных грузов.
Для обеспечения безопасности перевозок разработаны специальные регламенты и правила, которые учитывают 4 главных особенности транспортировки: упаковка, маркировка, собственно перевозка и хранение.
Перед наполнением вагона-цистерны нефтепродуктами тара тщательно осматривается, очищается от загрязнений. Смешивание различных видов нефтепродуктов не допускается.
Каждый вагон маркируется специальными наклейками и метками, указывающими на класс опасности перевозимого груза.
В зависимости от того, какие нефтепродукты поставляют по ж/д, могут применяться наружные или внутренние устройства обогрева вагонов. Это необходимо при перевозке нефтепродуктов с высокой вязкостью: масел, мазутов и пр.
Перевозка нефтепродуктов железнодорожными путями сегодня эффективна и востребована, но важно заранее предусмотреть возможные риски, выбрать надежного перевозчика и позаботиться об оформлении документов и приеме груза в пункте доставки.