В статье мы рассмотрим, как происходит поставка газового конденсата (ГК) по железной дороге (ЖД), каковы особенности этого способа перевозки нефтепродуктов в Российской Федерации.
Газовый конденсат – ценный нефтепродукт, который выделяется из природного газа на газоконденсатных месторождениях и представляет собой смесь жидких углеводородов.
Основные каналы перевозки этого вида нефтепродуктов – трубопроводы и железные дороги. Транспортировка газового конденсата из районов добычи к местам реализации осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными для взрывчатых и огнеопасных веществ. Пары газоконденсата, смешиваясь с воздухом, образуют легковоспламеняющиеся смеси, поэтому этот нефтепродукт относится к 3 классу опасности при перевозке.
Железнодорожный транспорт для перевозки газового конденсата и других жидких нефтепродуктов представляет собой наливные вагоны-цистерны. Это четырехосные модели грузоподъемностью до 66 тонн, они рассчитаны на использование в диапазоне температур от -50 до +50⁰С. Это позволяет применять их для ж/д поставки нефтепродуктов на всей территории РФ.
Перевозка газового конденсата по железной дороге имеет неоспоримые преимущества по сравнению с другими видами транспорта:
- возможность выгодно отправлять грузы на большие расстояния,
- отсутствие сезонности перевозок,
- возможность обеспечить крупный объем отгрузки за один рейс.
Отгрузка газового конденсата в железнодорожные цистерны происходит из мест хранения (нефтебазы) путем автоналива. Операции слива и налива производятся на специальных эстакадах. Каждая цистерна перед наливом проходит техническую проверку.
Перед транспортировкой газового конденсата по железной дороге собираются необходимые документы, среди которых:
- Разрешение на транспортировку опасных грузов
- Сертификат о технической исправности вагона-цистерны
- Накладная, заполненная в соответствии с требованиями СМГС и пр.
Требования к перевозкам газового конденсата по железной дороге
В связи с повышенной опасностью легковоспламеняющихся грузов их транспортировка по ж/д должна отвечать определенным условиям:
- вагоны-цистерны устанавливают в фиксированном положении во время транспортировки,
- с внешней стороны вагоны маркируются специальными знаками опасности груза и оранжевой табличкой с кодом опасности и номером ООН,
- вагоны прошли технический осмотр, и исключена протечка груза,
- обеспечена полная сохранность и безопасность груза в пути.
Особенности ж/д перевозок по РФ
Основные особенности перевозок газового конденсата по территории РФ связаны с тем, что география транспортировки привязана к нефтегазовым бассейнам. Поэтому есть ряд железнодорожных направлений, которые наиболее загружены подвижными составами из вагонов-цистерн для нефтепродуктов: Восточно-Сибирское, Уральское, Нефтекамское и пр.
Наиболее популярные марки газового конденсата в зависимости от месторождения:
- ГК Новый Уренгой (добывается в Ямало-Ненецком АО)
- ГК Обский (сырье добывается в Ханты-Мансийском АО)
- ГК Ямбург (месторождение расположено в Ямало-Ненецком АО)
Для перевозки газового конденсата на значительные расстояния удобнее и экономичнее всего использовать железные дороги. Но важно учитывать, что этот способ подразумевает неукоснительное соблюдение правил безопасности и наличия специального оборудования для слива-налива нефтепродукта.