Полноценное функционирование большинства секторов экономики требует своевременного обеспечения топливом. Нефтепродукты перевозятся разными видами транспорта: по трубопроводам, морскими и речными танкерами, по ж/д и бензовозами. Все эти способы имеют свои особенности транспортировки.
Выбор определенного способа перевозки зависит от уровня развития транспортных путей и экономической целесообразности. На дальние расстояния перевозка топлива по ж/д иногда комбинируется с другими способами транспортировки.
Отгрузка ж/д транспортом
По железной дороге транспортируют нефть и ее производные, а также сжиженные газы. Такие грузы относятся к категории опасных и должны перевозиться с полным соблюдением техники безопасности.
Ж/д перевозки топлива производятся в специализированных вагонах-цистернах грузоподъемностью от 50 до 120 тонн. Наиболее распространены цистерны объемом 50-60 тонн с четырьмя осями. Если нефтепродукты расфасованы в тару в небольшом объеме, то их перевозят в крытых вагонах.
Цепочки вагонов-цистерн называют наливными маршрутами. В каждой цистерне предусмотрен прибор слива топлива, который обеспечивает полную разгрузку тары.
Ж/д станции отгрузки находятся на территории НПЗ для удобства транспортировки. Слив и налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны производится на специально оборудованных эстакадах. Для упрощения контроля перевозок в сопутствующих документах на топливо указывается код станции отгрузки.
Преимущества транспортировки ГСМ по ж/д:
- возможность круглогодичных перевозок,
- высокая скорость доставки,
- перевозка больших объемов топлива,
- разветвленная сеть железных дорог,
- сохранение первоначального качества груза.
Как происходит отгрузка топлива
Цистерны и крытые вагоны заранее готовят к ж/д отгрузке. Затем их заполняют нефтепродуктами до уровня, соответствующего правилам перевозок для летнего и зимнего сезонов, не допуская перелива. Чтобы избежать испарения и возникновения пены, верхнее заполнение цистерн производят с помощью рукавов, которые устанавливаются на дно емкости.
Каждая цистерна должна иметь маркировку по ГОСТу с указанием наименования ГСМ и их массы. Также при перевозке топлива на ж/д транспорте к железнодорожной накладной прикладывается паспорт качества топлива.
После наполнения цистерны и определения массы ее содержимого, вагоны опечатываются специальными пломбами грузоотправителя.
Перевозка свыше 1 тонны дизельного топлива и других ГСМ по ж/д предполагает выполнение следующих условий:
- Документально подтвержденный маршрут перевозки.
- Свидетельство о подготовке водителя к перевозке опасных грузов.
- Допуск транспортного средства к перевозке опасных грузов.
- Табличка на ТС, повествующая об опасности груза.
- Огнетушители и прочие средства пожаротушения.
Выбор способа транспортировки топлива преследует главную цель ‒ минимизировать потери при отгрузке, сроки доставки и затраты на перевозку. Железнодорожная транспортировка отлично справляется с этими задачами.