Транспортировка нефти и нефтепродуктов морскими и речными путями имеет массу преимуществ. Такой способ экономически выгоден по сравнению с автомобильными и железнодорожными перевозками, требует меньшего количества обслуживающего персонала, а для отдаленных районов часто является единственным способом доставки топлива. Но есть у морских и речных перевозок существенный недостаток – они осуществляются только в навигационный период.
Что такое навигационный период?
Периодом навигации на водном транспорте называется промежуток времени, в течение которого внутренние водные транспортные пути открыты для передвижения судов. Обычно это время года с апреля по ноябрь, но для каждого района такой период устанавливается индивидуально с учетом климатических изменений.
Соответственно и работники речного флота, непосредственно участвующие в плавании и называемые плавсоставом, в зимний период не занимаются основной деятельностью. Но при подсчете трудового стажа отработанный полный навигационный период на водном транспорте приравнивается к году работы. Поэтому вопрос «Как считать трудовой стаж для плавсостава?» возникает у кадровиков только в случае частично отработанного навигационного периода.
Когда начинается навигация в 2018 году?
Даты открытия и закрытия речных шлюзов на территории РФ устанавливаются Федеральным агентством речного и морского транспорта. Они преимущественно не меняются каждый год, но могут корректироваться для отдельных районов с учетом изменений климата.
Навигация в Центральном федеральном округе и Северо-Западном федеральном округе осуществляется на следующих речных путях:
- р. Волга,
- р. Дон и Волго-Донской судоходный канал,
- р. Москва и Канал имени Москвы,
- р. Ока,
- Волго-Балтийский водный путь,
- Беломорско-Балтийский канал,
- Северо-Двинский канал.
Самый длительный навигационный период наблюдается на Волге и Дону: шлюзы Волго-Донского канала и Волжской ГЭС в Волгограде открываются уже 1 апреля, а закрываются 25-27 ноября. Наименее продолжительный период функционирования у шлюзов Беломорско-Балтийского канала: с 20 мая по 15-31 октября.
Поставки топлива морским и речным транспортом
Перевозка нефти и ее производных водными путями осуществляется нефтяными танкерами – грузовыми судами, предназначенными специально для наливных грузов. Крупные танкеры для перевозки сырья доставляют сырую нефть с добывающих предприятий на нефтеперерабатывающие заводы. Далее готовые нефтепродукты доставляют с НПЗ к местам реализации танкерами меньших размеров.
Прием и отпуск нефтепродуктов с танкеров осуществляется посредством операций налива и слива с использованием специального оборудования и вспомогательных грузовых операций. Для слива/налива предусмотрены отдельные стационарные или плавучие причалы, а на закрытых рейдах – подводные трубопроводы.
Для перевозки нефтепродуктов используются два вида судов:
- суда, предназначенные для нефтяных грузов с температурой вспышки до 45⁰включительно;
- суда, предназначенные для нефтяных грузов с температурой вспышки от 46⁰.
Для бункеровки (заправки) нефтяных танкеров используется топливо бункеровочное легкое (ТБЛ). Этот вид топлива по функциональным характеристикам соответствует судовому маловязкому топливу (СМТ) и кроме бункеровки судов может применяться для заправки сельскохозяйственной и строительной техники. Наиболее популярным топливом для нефтяных танкеров в РФ является топливо «Лукойл» вид 1, вид 2 и топливо «Роснефть» вид 1, вид 2. Оно отличается высокой температурой вспышки (от 93⁰) и низким порогом застываемости (от -44⁰).