Масла и смазки – это смазочные материалы, которые используются в автомобильной и других видах техники, промышленности и быту для уменьшения трения движущихся деталей и снижения износа поверхностей. Базовые масла и смазки, полученные в результате нефтепереработки, называются минеральными.
Масла
Масла – это жидкие смазочные материалы, которые в зависимости от назначения и условий применения делятся на несколько видов:
1. Моторное масло. Используется в двигателях транспортных средств (авиационных, автомобильных, реактивных) для снижения износа механизмов и потерь энергии при трении. Одновременно моторное масло для двигателя исполняет роль охлаждающего агента.
2. Трансмиссионное масло. Применяется в коробках передач, деталях рулевого управления, гидравлических приводах и других сложных системах.
3. Масло индустриальное. Смазывает подшипники и прочие парные детали с трением на обрабатывающих станках и другом промышленном оборудовании. Используется также как рабочая жидкость.
4. Гидравлическое масло. Используется как рабочая жидкость для правильной эксплуатации гидравлических систем.
5. Масло компрессорное. Смазывает детали холодильных установок, компрессорных поршней и т.п.
Главные характеристики моторных и других видов масел, важные для потребительских свойств: вязкость, плотность, смазывающая способность (маслянистость), температуры застывания и вспышки. Купить моторное масло, как и трансмиссионное, – частая необходимость для владельцев личных автомобилей, поэтому эти виды масел наиболее распространены на рынке.
Смазки
Смазки – это пластичные материалы, которые уменьшают трение и увеличивают срок службы механизмов. При нагревании они из мазеобразного состояния переходят в жидкое.
Классификация смазок по сферам применения:
- антифрикционная – снижает трение и изнашивание механизмов;
- канатная смазка – смазывает металлические канаты;
- защитная (консервационная) – предотвращает коррозию металлов;
- уплотнительная – герметизирует газовые краны, резьбовые соединения и пр.
Технология производства пластичных смазок намного сложнее, чем масел, из-за необходимости получения стабильной консистенции и заданных свойств.