Дизельное топливо классифицируется по множеству параметров, определяющих качество и свойства топлива. Очень важным показателем является предельная температура фильтруемости для ДТ и аналогов ДТ. Она определяет свойства топлива при низких температурах и влияет на классификацию по сезонности: летнее, зимнее, арктическое.
Что характеризует предельная температура фильтруемости? Она определяет нижнюю температурную границу, при которой ДТ теряет способность просачиваться в отверстия фильтра, или 20 куб. см топлива фильтруются свыше 1 мин. Охлаждаясь до такой температуры, топливо становится настолько вязким, что закупоривает отверстия фильтра.
Сорта топлива
Дизтопливо по пределу фильтруемости делится на сорта согласно европейскому стандарту EN 590. Его российским аналогом является ГОСТ Р 52638, который устанавливает значения ПТФ для зон с умеренным климатом:
- Сорт А – +5°С
- Сорт B – 0°С
- Сорт C – -5°С
- Сорт D – -10°С
- Сорт E – -15°С
- Сорт F – -20°С
Для зон холодного климата летнее топливо не используется, поэтому определяются низкотемпературные свойства только для зимнего и арктического дизеля. Для зимнего предельные значения составляют -32°С и -38°С, для арктического – -44°С, -48°С и -52°С. Предельная температура фильтруемости дизельного топлива для холодных районов регламентируется ГОСТом Р 55475.
Как определяется температурный предел фильтруемости топлива
Предельная температура фильтруемости – обязательная характеристика при определении свойств топлива, она указывается в паспорте качества ДТ и аналогов ДТ. Испытания нефтепродуктов происходят в условиях вакуума, при этом топливная смесь планомерно охлаждается и пропускается через фильтр. Оценка проходимости топлива производится на каждом градусе охлаждения до того момента, когда топливо будет фильтроваться дольше 1 мин.
Интересно, что температура предела фильтрования больше температуры полного застывания, но меньше температуры помутнения. Снизить ПТФ можно путем депарафинизации топлива. Для этого используются специальные присадки, которые снижают величину парафиновых кристаллов, изменяя их структуру.
Для автоматизации процесса измерений и высокой точности результатов используется аппарат для определения предельной температуры фильтруемости. Такое устройство удобно в применении и не требует специальной подготовки к работе в любом месте. Оно автоматически определяет предельную температуру фильтруемости, одновременно охлаждая топливо и измеряя температуру. Как только проходимость через фильтр останавливается или критично замедляется, аппарат фиксирует ПТФ.
Как применить знания о ПТФ на практике
Основные проблемы с предельной температурой фильтруемости связаны с различной пропускной способностью фильтров. Стандартный сетчатый фильтр из проволоки, используемый при проведении лабораторных испытаний, имеет номинальный размер ячейки в 45 мкм. А автомобильные топливные фильтры для дизелей имеют размер ячейки 15-20 мкм, а иногда и 5 мкм.
То есть одно и то же топливо, охлаждаясь, скорее закупорит автомобильный фильтр, чем лабораторный, и величина температуры фильтруемости при прочих равных условиях будет зависеть от тонкости отсева фильтра.
Вывод: обращать внимание на значение ПТФ в паспорте качества и не позволять двигателю работать при температуре, опустившейся до этого значения. Например, не допускать, чтобы летняя солярка, у которой температура фильтруемости -5°С, использовалась при значении ниже 0°С.