Одним из основных альтернативных бензину вариантов топлива для автомобилей стал пропан-бутан автомобильный. Это углеводородная смесь пропана (50+/-10% по ГОСТу) и бутана.
Углеводородные газы производят из природного газа и попутных нефтяных. На перерабатывающем заводе их делят на фракции, извлекая отдельно пропан, этан и др. газы. Наибольшее применение в разных отраслях промышленности нашли пропан и бутан. Под высоким давлением на небольшую единицу площади их переводят из газообразного состояния в жидкое (сжижают) для облегчения транспортировки в резервуарах. В зависимости от назначения смеси соотношение частей газов в ней может меняться.
Газ ПБА (расшифровка: пропан-бутан для автомобилей) используется как топливо в автомобильных двигателях. Заправка газом пропан-бутан становится все популярнее, потому что обходится автовладельцу на 50% дешевле бензина. Но газ, как и бензин, может быть разным по качеству.
Характеристики
Технические параметры ПБА регламентируются ГОСТом 52087:
- Содержание пропана – 50+/-10%.
- Сумма непредельных углеводородов – до 6%.
- Давление насыщенных паров при -20⁰С – от 0,07 МПа.
- Массовая доля сероводорода (включая меркаптаны) – не более 0,01%.
- Не содержит воды и щелочей.
- Интенсивность запаха – от 3 баллов по ГОСТ 22387.5.
Качество газовой смеси и пригодность для использования в автомобилях зависят от ее компонентного состава. Чистый пропан в баллонах – взрывоопасная смесь, которая расширяется при нагревании. Бутан же имеет высокую теплопроводную способность, но замерзает при минимальной отрицательной температуре. Поэтому именно их сочетание дает оптимальный результат при использовании в качестве топлива. Для холодного сезона используется зимний пропан автомобильный с массовой долей пропана около 90%.
Еще один важный показатель – давление паров. Оно определяет бесперебойную подачу газа в двигатель в холодное время года. Недостаток давления ухудшает подачу газа из баллона вплоть до полного глушения мотора.
Сжиженный автомобильный газ не должен содержать жидкого остатка. Для сравнения в техническом пропан-бутане его массовая доля достигает 1,6%. Жидкий остаток не испаряется и не сгорает, а оседает на фильтре и стенках баллона, из-за чего системе требуется постоянная чистка. А это сокращает срок службы автомобильного газового баллона, который в среднем составляет 10 лет.