С появлением легковых автомобилей с дизельными двигателями популярность дизельного топлива заметно возросла. И если раньше оно использовалось в основном для строительной и сельскохозяйственной техники, то сегодня технические характеристики дизельного топлива позволяют ему стоять в одном ряду с бензином.
Параметры дизтоплива – это критерии, по которым оно классифицируется. Они характеризуют различные свойства топлива и их изменение в зависимости от условий.
Классификация солярки в СССР не была настолько подробной, как сегодня в России. Все топливо делилось на летнее, зимнее и арктическое с обозначением сернистости и температуры вспышки (для летнего) и застывания (для остальных видов). Например, обозначение З-0,05(-25⁰С) соответствует зимнему ДТ с количеством серы 50 мг/кг и порогом застывания до -25⁰С.
Сегодня классификация намного обширнее. Паспорта качества дизтоплива обычно включают 15-20 ключевых параметров. Рассмотрим главные из них.
1. Воспламеняемость.
Главный параметр ДТ – цетановое число. Это условная оценка качества, полученная при испытаниях моторным методом. Цетановое число показывает промежуток времени от попадания топлива в поршневой цилиндр до момента возгорания и характеризует способность к воспламеняемости.
Для легковых автомобилей нормальное значение этого параметра лежит в диапазоне от 50 до 60. Для крупной специализированной техники начинается от 40. В России на дизельное топливо ГОСТ установил значения ЦЧ от 45, в Европе – от 48.
Высокое цетановое число говорит об экологичном и качественном топливе. Но если оно превышает 60, то теряется прирост мощности двигателя, что негативно сказывается на работе автомобиля.
2. Классификация дизельного топлива по видам.
С января 2015 года разделение по видам совпадает с классификацией по экологическим классам в соответствии с евростандартом. Основным параметром при таком разделении выступает сернистость.
Содержание серы указывает на следующие виды и классы дизтоплива:
- сера до 350 мг/кг – экологический класс К3 (вид I),
- сера до 50 мг/кг – экологический класс К4 (вид I I),
- сера до 10 мг/кг – экологический класс К5 (вид I I I).
Классификация по видам считается устаревшей и уже не применяется в современном обозначении. С 2016 года в РФ разрешается выпуск и использование дизельного топлива не ниже К5.
3. Вязкость.
Важные показатели качества ДТ – вязкость и плотность. Они прямо влияют на подачу, впрыск и фильтрование топлива. Оптимальная вязкость обеспечивает смазывающие характеристики, а от плотности зависят экономичный расход и эффективность.
Плотность ДТ по ГОСТу лежит в пределах от 833 кг/куб. м. (для арктического) до 863 кг/куб. м. (для летнего и межсезонного). Кроме того, в дизтопливе ограничивается содержание воды до 200 мг/кг.
4. Сезонность.
По климатическим условиям применения ДТ делят на следующие марки:
- летнее (выше 0⁰С),
- межсезонное (выше -15⁰С, встречается редко),
- зимнее (выше -20⁰С),
- арктическое (выше -38⁰С).
5. Сорта и классы.
Современный ГОСТ сортирует дизельное условие по температурным условиям районов его использования. Сорта топлива для использования в умеренных широтах определяются по предельной температуре фильтруемости:
- A – +5⁰C,
- B – 0⁰C,
- C – -5⁰C,
- D – -10⁰C,
- E – -15⁰C,
- F – -20⁰C.
А для холодного климата проводится классификация дизельного топлива по классам со следующей температурой фильтруемости:
- Класс 0 – -20⁰C,
- Класс 1 – -26⁰C,
- Класс 2 – -32⁰C,
- Класс 3 – -38⁰C,
- Класс 4 – -44⁰C.
Для ДТ стандарты строго регламентируются ГОСТами, потому что от качества топлива зависит работоспособность промышленной, сельскохозяйственной, военной и других видов техники.