Судовое маловязкое топливо (СМТ) служит для заправки двигателей судовых энергетических установок. Его часто называют флотским соляром. По своим качествам СМТ значительно уступает дизельному топливу из-за малого цетанового числа (до 45) и высокой сернистости. Такое топливо не может использоваться в дизельном автотранспорте, так как велик риск повреждений топливной системы.
Классификация судового топлива включает множество критериев (по аналогии с ДТ), и если раньше основным параметром считалась вязкость, то сегодня, когда из-за увеличения глубины переработки нефти в топливо включаются тяжелые взвеси, для подтверждения качества необходима более детальная характеристика судового топлива.
Мировые нормы, в том числе и ГОСТ, устанавливают строгие требования к 4-м маркам судовых дистиллятных топлив и 11-ти – остаточных топлив. Они обозначаются буквенными символами с цифрой. Буквы соответствуют обозначению дистиллятов (DM) и остаточных мазутов (RM). Цифра показывает максимальное значение вязкости при 50⁰С.
По степени ухудшения качества дистиллятные сорта располагаются так: DMX, DMA, DMZ, DMB. Сорт DMX наиболее приближен к характеристикам дизельного топлива и считается его аналогом.
Широко распространены зарубежные стандарты на судовое топливо такие, как ISO, BSI, CIMAC. Они регламентируют на топливо судовое маловязкое основные параметры:
1. Вязкость топлива.
Характеризует внутреннее трение, способность сопротивляться движению частиц. Вязкость влияет на сгорание СМТ и бесперебойную работу топливной системы. Вязкость топлива снижается при подогреве.
Пределы нормы кинематической вязкости составляют от 1,4-5,5 мм2/с1 для марки DMX до 11,0 мм2/с1 для DMB.
2. Содержание серы.
Превышение количества серы в топливе вызывает повышенную коррозию деталей топливной системы. Сернистость судового топлива выше, чем дизельного, что делает неприемлемым его применение в двигателях автомобилей.
По сернистости выделяют следующие виды СМТ:
- до 0,5% — топливо для дизельных генераторов;
- до 1% — для бытовых нужд, питания с/х установок;
- до 1,5% — судовое топливо ТУ 38.101567 для котлов отопления.
Нормы определяют наличие серы не более 1% для марки DMX, не более 1,5% — для DMA, DMZ и не более 2% для DMB.
3. Плотность.
Плотность характеризует фракционный состав, испаряемость и химические свойства топлива. При сепарационном очищении топлива разница в плотностях позволяет отделить его от воды.
Нормы плотности СМТ при температуре 15⁰С составляют 0,890 — 0,900 кг/куб. м.
4. Коксуемость.
Твердый остаток от сжигания топлива – показатель коксуемости. Его величина говорит о проценте неполного сгорания топлива. У дистиллятных марок СМТ он низкий (0,3 – 0,5%), а у остаточных доходит до 22%. Показатель коксового остатка прямо пропорционален плотности и обратно пропорционален качеству топлива.
5. Зольность.
Содержание золы обусловлено наличием несгораемых примесей. Часто это естественные элементы добытой нефти, но еще чаще они появляются в процессе перегонки, при длительном хранении и перевозке топлива. Для легких дистиллятных сортов массовая доля золы установлена не более 0,1%, а для тяжелых остаточных – не более 0,2%.
Судовое маловязкое топливо не должно иметь в своем составе неорганических кислот, отработанных смазочных масел, биокомпонентов, дополнительных примесей и механических отходов. Соответствие топлива требованиям мировых стандартов важно для безопасной эксплуатации судов, здоровья персонала и защиты окружающей среды.